Это, возможно, самый амбициозный проект на начальном этапе развития нашей компании. Заказчик – один из первых участников российского списка Forbes; талантливый и энергичный перфекционист.

В то время он очень интересовался Японией и ее культурой, неоднократно посещал страну. Больше всего его увлекало японское холодное оружие, самурайская философия отношения к мечам и кузнечное искусство. Благодаря галерее “Касугай” он познакомился с кузнецом в 25-ом поколении Канэфуса Фудзивара и загорелся идеей создать не просто место для гостей, а копию “ясики”,  самурайской усадьбы со своим додзё – залом для занятий кендо, небольшим синтоистским храмом и частной кузницей.

В сотрудничестве с японским архитектурным бюро MDS и его архитекторами Киётоси Мори и Нацуко Кавамура мы разработали уникальный по структуре и глубине проект. В его основу легли 7 японских принципов структурирования пространства: направление участка, ступенчатость построек, осознанное нарушение симметрии, соотношение человеческого и природного, постоянное обновление и т.д. Согласно проекту, с территории уже существовавшего основного дома  в гостевую японскую зону все попадают через Welcome House – “приветственный дом” с большим лобби для приемов – и выставочный зал для оружия, куда можно было пройти через тайный коридор. Далее крытая галерея-энгава огибает с двух сторон японский сад и соединяет Welcome House с зоной спа и чайным домиком. Прообразом зоны спа стал традиционный японский онсэн – купальни для отдыха на горячих источниках. Купель под открытым небом и ванна из японского кипариса-хиноки отсылают к уединенным гостиницам-рёканам в Хаконэ.

Далее располагается зал для занятий кендо с крышей из японской черепицы и мощным деревянным каркасом. Напротив него, на вершине холма разместился небольшой синтоистский храм, позади которого расстилается Финский залив. На подъеме к храму будут стоять ворота-тории, очертания которых известны всем, кто хотя бы раз был в Японии.

Описание всех зданий и перечисление деталей, предусмотренных японскими архитекторами для создания 100% аутентичной японской усадьбы, займет не одну страницу. Проект оказался по-настоящему масштабным и перерос первоначальную функцию рекреационной зоны для загородного дома. Он стал скорее интерактивным музеем японской культуры под открытым небом, и его реализация требовала соответствующих усилий и вложений. К сожалению, в связи с изменениями рынка и геополитической обстановки он до сих пор не реализован в полной мере.

Какие ассоциации приходят в голову, когда мы слышим “дом в японском стиле”? Как правило, в доме в японском стиле должны быть татами, сёдзи – перегородки из рисовой бумаги, и деревянный каркас. Эти элементы действительно есть в традиционных японских домах, но дома в японском стиле могут быть разными, поскольку основных стилей несколько.
Чайные дома имеют свой собственный стиль – “стиль Сукия”. Просторная комната с минимумом мебели и крошечным по размеру входом, в которых гости буквально заползали на коленях. Из-за такого стиля двери самураи были вынуждены снимать доспехи и оружие; кроме того, вход в такой позе заставлял посетителей умерить гордыню.
Дома в японском стиле Матия строили японские торговцы и зачастую совмещали магазин с жилыми комнатами. В таких домах можно наблюдать более ярко украшенную токонома, а седзи заменялись на бамбуковые занавеси сударэ.
Осакские дома часто отличаются очень ярким и пышным стилем интерьера. Внутреннее убранство домов демонстрировало богатство и успехи хозяев. Раздвижные двери фусума с рисунками по всей высоте панелей украшали комнаты
Частные дома японских аристократов могут быть двухэтажными, в строгом монохромном исполнении. Для них большую роль играл не архитектурный стиль дома, а гармоничное сочетания дома и окружающего его ландшафта. В таком случае пространство между домами и садами связывает японская терраса – энгава, опоясывающая дома по периметру
Традиционный японский стиль Минка представляет разительный контраст с обычными домами в японском стиле: это дома с высокой треугольной крышей, сделанной из плотно связанной соломы. Сам дом строится из бревен и бамбука, и его силуэт напоминает не привычный нам дом, выстроенный в японском стиле, а европейский домик. Японские крестьяне жили в домах целой семьей, зачастую вместе с животными, поэтому часть пола в таком доме была земляной.
В силу климатических и природных особенностей дома в японском стиле легко охлаждаются летом благодаря раздвижным перегородкам, но также легко остывают зимой, потому что в домах в японском стиле не предусмотрено отопление. Тем не менее, благодаря современным технологиям дома в японском стиле встречаются в разных странах. Многие люди вдохновляются японским стилем жизни и строят себе дома, выдержанные в японском стиле. В японских домах просторно при любой площади, поскольку японский стиль интерьера не предполагает большого количества мебели. Первоначально это было вызвано частыми землетрясениями и, как следствие, пожарами в японских городах – сами дома не должны были придавить своих обитателей, а мебель в домах не должна была мешать выходу. Сейчас это хорошо сочетается с современным стилем минимализма, адептами которого являются японские авторы Мари Кондо и Фумио Сасаки.