Дом в традиционном японском стиле

Подробнее

Если посмотреть на японскую письменность (которая основывается на заимствованной много веков назад китайской), то можно увидеть, что почти все иероглифы, обозначающие дом или другие строения, имеют верхний элемент – “крышу”. Это отражает японский подход к строительству. В традиционном японском доме сначала возводятся несколько деревянных колонн, затем на них опирают крышу и только потом ставят внутренние стены. Важность крыши, как элемента здания, можно объяснить климатическими особенностями Японии. Крыша дома в традиционном японском стиле должна обеспечивать надежную защиту от осадков в сезон дождей и во время тайфунов.

В то же время жаркое и влажное японское лето требует хорошей вентиляции. Из-за этого физическое разграничение пространства в доме в традиционном японском стиле сильно отличается от европейского. В европейских и русских домах – как каменных, так и деревянных – в первую очередь строят крепкие внутренние и внешние стены, которые определяют количество помещений и их размер. Жилище надежно ограждено от внешнего мира, с которым его связывают только несколько дверей и окон. Напротив, в деревянных домах в японском стиле между опорными колоннами нет никаких капитальных стен. Перегородки можно в любое время полностью раздвинуть и объединить внутреннее пространство с внешней средой. Кроме того, пространство внутри дома также устроено очень гибко: перегородки фусума разграничивают комнаты, которые при необходимости могут быть превращены в одну.
Единственная капитальная стена в японском традиционном доме находится в центре. Вокруг нее располагаются спальни, а их окружают уже функционально гибкие комнаты. Веранда энгава окружает дом по периметру, и она может быть отделена от окружающего пространства деревянными решетками. Свесы кровли в домах в японском стиле вытянуты далеко за границу стен, чтобы создавать некое промежуточное пространство между домом и садом.

ДЕРЕВЕНСКИЕ ДОМА МИНКА

Самыми похожими на дома в нашем понимании можно считать минка (буквально “дом простых людей”). Так называли любые дома крестьян, рыбаков и мелких ремесленников – от крупных домов деревенских старост до лачуг бедных крестьян. Внешний вид минка и используемые при строительстве материалы сильно отличаются в зависимости от региона. Минка на севере строились, чтобы пережить морозы и снегопад; все окна и двери закрывались деревянными решетками амадо, чтобы холод не попал внутрь. Дома минка в южных префектурах выделяются низкой кровлей и большими свесами, которые затеняют внутренние помещения и направляют поток воздуха внутрь здания.
В любом регионе в строительстве использовали самое доступное сырье. Как правило, внешними стенами служили бамбуковые стволы, которые промазывались глиной, а крыша покрывалась туго сплетенной рисовой соломой, защищавшей от осадков. Внутри минка состояли из двух раздельных помещений. Часть с земляным полом дома предназначалась для приготовления пищи, проведения работ, содержания птицы и мелких домашних животных. Жилые комнаты, гостиная и спальни, располагались на приподнятом над землей полом.

Дом минка. Photo by bryansjs

Исторически дома минка строились жителями деревни вместе с путешествующими столярами. Такие мастера ездили по всему региону, разрабатывали конструкцию дома и ставили основные элементы – опоры и крышу, а остальное доделывали сами крестьяне и рыбаки. Некоторые минка сохранились до сих пор и сейчас являются интересными источниками сведений о том, как была устроена жизнь простых японцев 200-300 лет назад.

Матия. Photo by YOICHI NAKANISHI

ГОРОДСКИЕ ДОМА МАТИЯ

Матия (“городской дом”) – это небольшие дома в японском стиле, которые начали появляться еще в эпоху Хэйан, но завершенный вид приняли в эпоху Эдо. Хозяевами чаще всего были торговцы или ремесленники, поэтому матия служили и жилищем, и магазином или мастерской. Такие японские дома отличаются вытянутой формой: арендную плату определял размер занимаемого участка улицы, поэтому фасад матия чаще всего узкий. В ближайшей ко входу комнате выставлялись товары или принимались заказы у клиентов. Далее могло идти служебное помещение, а жилые комнаты располагались в самой дальней от входа части здания. Самой большой являлась гостиная “дзасики” – глава семейства использовал ее как свой кабинет, в ней принимали гостей или важных клиентов. К гостиной обязательно прилегал сад, пусть даже очень небольшого размера. Он служил не только для украшения дома и выражения утонченных вкусов хозяина, но и для обеспечения жилища светом и свежим воздухом. В маленьких домах в японском стиле использовали “цубонива”, сады размером около 3 кв.м.

https://www.pinterest.jp/pin/381680137170916798/

РЕЗИДЕНЦИИ ЯПОНСКОЙ АРИСТОКРАТИИ

В конце 16-ого века под влиянием буддизма появился стиль, который в дальнейшем стал олицетворением японской архитектуры – “сукия-дзукури”. Он представляет собой менее формальную разновидность сёин-дзукури, стиля буддистских монастырей и замков военачальников. “Сукия” означает “изящный дом”: архитектура и интерьер таких резиденций отражала социальный уровень и утонченность их жителей.
Внешне они не отличаются пышным блеском или яркой отделкой. Большой дом в японском стиле “сукия-дзукури” строился из натуральных материалов естественного цвета. Расстояние между деревянными опорами закрывалось раздвижными перегородками из рисовой бумаги, а двускатная или четырехскатная покрывалась черепицей. Внутри дом делился на небольшие комнаты, чаще всего размером в 4,5 татами (около 8,2 кв.метров). Красота и роскошь таких домов заключалась в деликатном использовании натурального дерева, тонкой отделке и тщательном подборе немногочисленных украшений. Нишу токонома в каждой комнате украшал каллиграфический свиток или цветочная композиция икебана; все подбиралось в соответствии с сезоном и подчеркивало эрудицию хозяев. Однако самую главную роль играл тщательно продуманный сад, расположенный вокруг дома. Видом на сад наслаждались из гостиной или при прогулке. Нередко в саду размещали отдельный домик для чайной церемонии.